Мы немного отвлеклись на контроль спотовых цветов, а я бы хотел закончить все же с приведением к стандарту триадной печати.
Итак, после того как мы разобрались с колористикой плашек, определили для печатника и конкретного его денситометра по дельте Е относительно норм стандарта плотность наката для его красок и бумаг в денсити, после того, как привели в порядок градационную характеристику по всем секциям к виду нужной кривой стандарта с помощью
изменения площадей растровой точки на рипе - вот после всего этого наступает момент истины и последний этап - коррекция баланса серого.
Как мы знаем, международный стандарт ISO с незапамятных времен, а за ним и наш ГОСТ 2011 года, определяют баланс в трех точках, в светах, полутонах и тенях, по стандартам такие соотношения CMY должны единовременно давать нейтраль: 25-19-19, 50-40-40, 75-64-64. Эта норма была в стандарте в нормативном разделе, потом перекочевала в информативный, но в 2014 году вновь вернется в нормативный. В 2004 году контроль баланса некоторые авторы посчитали избыточным, но время и практика показали, что это не так. Как можно заметить - соотношения между красками на всей растяжке выдерживаются CMY от светов к теням как 1:0,8:0,8. Их и будем придерживаться. У Брюннера есть даже тестовая контрольная шкала, где такие соотношения выдерживаются на растяжке не из трех точек ISO а из 25 контрольных патчей. Балансовые шкалы ISO и Брюннера (немного мной модифицированную по светлоте опорного черного) и референсы для измерений к ним вы
найдете по ссылке. Так же по ссылке есть две большие таблицы поиска точного баланса для визуального и инструментального поиска. Но большие таблицы это высший пилотаж, давайте для начала что попроще.
Итак, мы выводим на пластины уже с внесенной коррекцией градационных и печатаем по нашим определенным нормам плотностей тестовые шкалки, ставим туда балансы исо и Брюннера, градационные шкалки для повторного контроля и большой поиска баланса если влезет. На печати даем четкое указание печатнику, после того как он выйдет на приладке на нормы плотностей по каждой краске, проконтролирует растискивание и удостоверится, что для CMY оно в нашем примере для бумаги MWC равно 14 а для черного 17, - печатник должен посмотреть на баланс в полутонах 50-40-40 и если он хотя бы капельку не нейтрален относительно полутона сажи - изменить на сотые доли D подачу красок так, чтобы полутон баланса был нейтрален. Остальные две точки - света и тени - либо сами встанут в баланс либо нет. Чаще всего света встают вслед за полутонами а тени всегда немного либо краснят либо зеленят, зависит от нюансов треппинга (эффективности красконаложения одной краски поверх другой). Здесь важно понимать, что печатнику невозможно решить задачу на все три точки с помощью наката краски, погонится за тенями - убегут света и полутона. Здесь уже наша задача как технологов внести последний штрих в градационные характеристике на рипе таким образом, чтобы баланс выкатывался нейтральным по стандарту по всей светлотной шкале, а не только в полутонах.
По данным замеров в примере из аттача хорошо видно, что баланс до его коррекции кривыми на рипе неплохо встал в полутонах и тенях и немного краснил в светах. Для этого по таблице поиска баланса было найдено, что нейтраль в тенях дает нашими красками не соотношение CMY условно не 85-68-68 а 85-66-68. Даже и без таблицы поиска это видно и по координатам Lab в MT по замерам балансовой шкалки (картинки в аттаче для двух шкалок до и после коррекции) если у вас есть опыт работы с Lab. Таким образом мы установили, что приблизительно в районе 70-80% нужно слегка уменьшить точку мадженты на рипе на пару процентов - до 68-78% чтобы получить нейтральный баланс. Далее ничего сложного, по плавненькой полиноминальной функии вычитаем из 80 и соседних точек понемногу (функция плавного вычитания из кривой в тенях проиллюстрирована картинкой в аттаче
poly_curv_minus.PNG). Печатаем проверочный тест - баланс в норме. Картинки в аттаче показывают, каким был баланс до коррекции на рипе кривой для мадженты в тенях (before) и каким стал после коррекции (after): немного бумага как видим различается по оттенку но мы сравниваем между собой верхний и нижний ряд шкалы на этой бумаге - то есть полутон сажи с полутоном наложения CMY. Можно заметить, что эти коррекции градационной носят столь мягкий щадящий характер что практически не заметны ни на каких других графиках, кроме как визуально в балансе, отдельно градационную характеристику чистой мадженты не нарушают, все это в пределах допусков с большущим запасом.
Таким образом по колористике, градационным и балансу наша печать села в стандарт даже несмотря на не совсем стандартные краски. Типография стала смело принимать к печати стандартные цветопробы по фогре 39 и хорошо попадает в них. И ведь потребовалось всего ничего - определиться с колористикой, с градационными и с балансом. До этих простых для технолога шагов типография не попадала в стандартные цветопробы, требовала выводить только нестандартные собственные пробы, колористика красок по плашкам не укладывалась в допуски стандарта и растискивание в светах также превышало допуски стандарта (в полутонах и тенях на грани).
В дальнейшем печатник должен понимать, что работая теперь по стандарту должен смотреть по шкале на три вещи: на плотность плашек, на растискивание и на баланс серого. При необходимости в небольших пределах корректировать растискивание и баланс небольшим отходом от установленных плотностей, иными словами немного менять накат в пределах коридора плюс-минус 0,1 по D. Если баланс и растискивание требуют бОльших отклонений в накате - вызывать технолога или меня в этом примере, чтобы технолог изучил ситуацию и своими инструментами поправил размер точки на рипе если необходимо или выдал новые нормы наката краски, если денситометр стал привирать или краска в новой партии немного изменилась по цвету. Вот такая печать по стандарту, ничего сложного, было бы желание. Многие типографии с умным технологом имеют на рипе аварийные скринсеты в плюс и в минус чтобы в любое время даже без участия главного технолога перевывести пластины если вдруг растискивание не укладывается в допуск при правильном накате красок в допусках. Напомню, что международный и российский стандарты допускает отклонение растискивания в 40 или 50 % точке не более чем на 4 от номинала и не более 5 между секциями. Так же напомню, что номиналы установлены стандартом для типов бумаг и не могут быть произвольно изменены типографией по типам или маркам печатных машин или разных форм или линиатур растров. ГОСТ прямо и недвусмысленно несколько раз повторяет, что та или иная градационная кривая относится только к типу бумаги и не должна зависеть от типа растра. Таким образом коррекция градационных на рипе становится по стандарту неотъемлемой частью работы типографского технолога; ждать, что нужная кривая TVI как-то так сама по себе образуется в печати с линейных пластин и баланс сам собой сядет в нейтраль на все три точки - свидетельство некомпетентности технолога. Установление норм наката плашки в D так же не должно определяться по нужному растискиванию с линейных пластин, а должно устанавливаться только по колористике с минимально-возможной дельтой Е относительно колориметрических норм стандарта для 100% плашек на данном типе бумаги. Если придерживаться этих несложных правил и всегда в первую очередь смотреть на баланс серого - печатать по стандарту ISO и ГОСТ просто и приятно.
В аттаче на шкалах верхний ряд патчей - CMY, нижний ряд патчей - опорный черный. По прибору или на глаз всегда приводим баланс к равенству между полутоном сажи и полутоном CMY, нейтраль в печати не абсолютна, привязана к бумаге и полутонам чистой черной краски на ней - вот в полутон сажи как в образец и целимся хоть на глаз (глаз в балансе серого самый точный "измерительный прибор"), хоть спектрофотометром, хоть денситометром в режиме баланса. Замечу напоследок, что не обязательно абсолютно точно приводить обе части баланса - CMY и сажи - к строго одинаковой светлоте, желательно, но не критично. А вот по оттенку они должны настолько не различаться, чтобы на глаз в некотором отдалении невозможно было сказать, какая часть балансовой шкалы состоит из полутона сажи, а какая из наложения полутонов CMY.