Колориметрия, печать и препресс: технологии Главная Форум Галерея Контакты Download Статьи
Сражаясь неустанно,
доживём мы, Санчо,
до Золотого века!

В Хорватию на поезде

Дважды я летал в Хорватию самолетом, и вот в 2010 году мы с женой и дочкой решили отправиться в Загреб поездом. Самолет удобнее тем, что пока еще не надо оформлять визы, но жена не любит летать.

Конечный пункт у нас находится на побережье, оттуда до Загреба 150 км на машине. Машину, как обычно, берем напрокат. Друзья полетят на самолете, и мы их на машине встретим в аэропорту. Мы и в прошлом году также добрались до Праги на поезде, пересекли пол Чехии на машине и встретили друзей в аэропорту города Брно, недалеко от которого поселились, и две недели ездили по Австрии и той части Чехии, которая недоступна для однодневной экскурсии при проживании в Праге или тем более Карловых Варах. Замечу мимоходом, что и в Праге мы жили и посещали окрестности – все объехали поездом, и в Карловых Варах объехали окрестности за несколько посещений и поездами, и на машине. Но это так, предисловие, которое просто говорит о том, что мы опытные туристы и не боимся сами бронировать отели, брать в прокате автомобиль и самостоятельно оформлять визу.

Тем кто захочет ехать в Хорватию поездом Москва-Загреб и предназначена данная заметка.

Билеты и получение визы

До Загреба обычно идут отдельные вагоны в составе двух поездов: №21 – с Белорусского вокзала и №15 – с Киевского (часть вагонов по пути отцепляют и прицепляют к поезду другого направления). Как мы выяснили, в 2010 году вагона до Загреба в составе 21-го поезда нет, поэтому купили билеты на 15-й поезд. Двадцать первым через Брест мы не раз ездили в Чехию, а вот пятнадцатым через Украину и Венгрию не ездили. Билеты лучше покупать заранее, как мы, потому что потом их уже может не быть, а начинают их продавать за 45 дней.  За обратными билетами пришлось ехать второй раз – также за 45 дней до даты возвращения. Конечно, удобнее один раз ездить на вокзал за билетами,  но два раза надежнее – лето пора отпусков!

Для того, чтобы попасть в пока еще безвизовую Хорватию на поезде, нужна шенгенская виза первой транзитной страны – Венгрии. Остановимся на визе поподробнее. Комплект документов не внушительный, но и не маленький – полноценный шенген. Во-первых, требуются железнодорожные билеты и их ксерокопии, во-вторых, копии страниц обычного гражданского паспорта – с фотографией и с пропиской. Еще нужна справка с работы с указанием даты поступления на работу и среднемесячного дохода. Либо, если официальной работы нет, то справку из банка о движении средств на счету за последние 3 месяца. С этом у нас проблем не возникло. На ребенка нужна справка из школы. Может быть летом удалось бы сдать документы и без справки, но мы заскочили в школу и о чудо – секретарь была на месте и справку охотно выписала. Приемщица документов в посольстве обронила странную фразу пока не заметила справки - наверное школа закрыта летом - из чего мы заключили что если бы школа была закрыта и справки не было бы то визу все равно бы дали.

Также обязательна страховка, несмотря на то, что виза транзитная. Мы купили страховку на весь срок отпуска – в безвизовой Хорватии страховку все равно могут спросить на границе.

На сайте посольства не написано что нужны ксерокопии внутренних паспортов поэтому их мы срочно сделали в мобильном пункте рядом с посольством. Там же в машине можно оформить и страховку но мы страховку купили заранее.

Оплату за визу принимают прямо в консульстве в наличных евро – 35 евро с человека. Прежде чем идти в посольство сдавать документы, нужно заранее записаться по телефону или на сайте, чтобы не создавать очередей при входе. Очереди и правда не было, все по записи, перед нами было человек 5-6, и мы ждали всего минут 20 у двери. Записывались мы еще до того, как пошли за билетами на поезд, то есть почти за 3 недели.

Оформление визы заняло ровно одну неделю, во вторник документы сдали и в следующий вторник получили паспорта с визами. Получение занимает вообще отсилы минуту, вот так быстро.

Про еду в пути

На 21-м поезде известно, где покупать еду – в Бресте, пока меняют колеса. Курочка, огурчики, драники – что еще надо оголодавшему пассажиру. В составе поезда вагон-ресторан идет только от Москвы до Бреста, далее: до Праги, Вены, Будапешта и Братиславы – вагоны идут в составе поездов, в которых нет ресторана. Где покупать еду в 15-м поезде, мы пока не знаем, разведаем, думается протопчем дорожку на поезде и в Загреб, надеюсь, не в последний раз!

Поезд

Итак, мы доехали до Будапешта, поезд здесь стоит (а точнее вагон катается по стрелкам туда-сюда) почти 2 часа и вот появилось настроение написать об особенностях поезда № 15. Международных вагонов едет 5, и в их составе до Загреба только один. Большая часть пассажиров этого вагона сошла в Будапеште. Таким образом до Загреба едет народ всего трех купе, в том числе и мы.

С продуктами в пути оказалось плохо. На второй день с утра удалось купить в Конотопе ягоды и отварную картошку, никакой курицы не предлагали. Следующую закупку еды мы осуществили во Львове уже вечером: здесь на перроне находятся ларьки с продуктами, и мы купили три жаренных окорочка. В Киеве в первой половине дня предлагали мороженное и киевские торты, но это не еда.

В составе поезда до Чопа идет вагон-ресторан. Мы в нем один раз поели на пути между Киевом и Львовом: дорого и невкусно.

В Будапеште я попытался купить сендвичи на перроне но за евро мне их не продали а ходить менять евро на местную валюту я не стал.

Наш вагон отличается от тех, что курсируют с Белорусского вокзала в Прагу: туалеты здесь устроены по-старинке, а не как в самолете и пражских вагонах, все сбрасывается на рельсы, поэтому на остановках они закрыты. Купе такие же трехместные, но примерно на 30 сантиметров шире, чем в пражских поездах, умывальник со столиком расположен не в углу, а посередине купе, а в углу находится кресло. Среднюю полку можно разложить самому без помощи проводника с ключом. Над столиком над зеркалом расположена розетка 220 В без ограничения по току, как в пражских поездах, где запитать ноутбук от розетки не получается. Но у розетки над столиком есть и минус - в нее не лезет ни в какую европейская вилка с толстыми штырьками. Я пожалел, что не взял с собой переходник. Но не подумайте, что наши ноутбуки остались без питания, у меня в запасе был пятиметровый шнур, и я проложил питание из коридора, как делал это в пражских поездах. В коридоре три розетки вдоль вагона, и евровилка туда лезет.

Таким образом кроме отсутствия переходника с советской розетки на европейскую, мы совершили наш вояж по рельсам вполне успешно. Смену колес мы благополучно проспали с трех до пяти утра. А еду, если очень приспичит, можно купить за рубли вечером на перроне во Львове, очень дорого, но можно.

Аренда автомобиля

По Хорватии удобно путешествовать на автомобиле. Чтобы объехать за один раз все побережье нужно перемещаться с вещами и жить в разных городах. Нам такое путешествие кажется утомительным, мы предпочитаем заехать в одно место на побережье и из него ездить по окрестностям в радиусе максимально 200 километров. Таким образом мы были в Хорватии трижды в разных частях - в Далмации, в Истрии и в Кварнере.

Мы брали на прокат машину здесь. Вместо забронированного Опеля Астра Караван нам подогнали дизельную Шкоду Октавию хэтчбэк по той же цене что забронированный Опель (заметим - Шкода круче и больше да еще и дизельное топливо очень экономичное при той же мощности).

Поезд прибывает в Загреб вечером поэтому ехать на побережье (минимум 150 километров) в тот же день на ночь глядя нет резона. Мы забронировали отель в Загребе на одну ночь и с утра на такси отправились в прокат. Предварительно обналичили крупную сумму денег в банкомате потому что при оплате кредитной карточкой в прокатной конторе берется дополнительная наценка в 5 процентов от общей суммы. Оплатили машину, заполнили необходимые документы, сделали слип с кредитной карточки и поехали в аэропорт встречать наших друзей. Друзья не любят поезда и прилетели на самолете. И уже из аэропорта мы все вместе с багажом отправились на побережье в район между Опатией и Цриквеницей. От Загреба на побережье ведет прекрасная платная магистраль с разрешенной скоростью движения 130 километров в час, доехать по такой дороге можно быстро и приятно. На заправках работают кафе в которых мы перекусывали или пили кофе по дороге и туда и обратно и когда ездили на Плитвицкие озера.

За 13 дней мы проехали 2450 километров при среднем расходе топлива 5 литров на 100 километров. Это впятером на стосильной машине с объемом 1,9. Вот что значит дизель!

Обратный поезд

Обратно вагон на Москву отходит в Загребе обычно со второго пути в составе поезда на Будапешт в 10 утра ровно. На электронном табло надо искать поезд на Будапешт в 10:00. Поезд подают на перрон за 10-15 минут до отправления поэтому не нужно волноваться, его формируют частями из разных вагонов на втором пути. На вокзале есть супермаркет Konzum где можно купить еды в дорогу. Так мы и поступили, купили пршута и сыра. Пршут - местный деликатесс, но в теплом прогретом виде слипшаяся нарезка не так вкусна как в ресторане, наструганная от охлажденного окорока.

Также я предпринял попытку поменять на вокзале оставшиеся двести кун (более тысячи рублей) на евро в обменном пункте. Весьма неожиданно было что евро на куны здесь меняют, а вот обратно - куны на евро - нет. Женщина в окошке предложила мне пойти в "шоппинг центр" чтобы потратить оставшиеся наличные деньги. Видимо имелся ввиду упомянутый супермаркет Konzum.

На обратном пути мне почему-то не удалось запитать ноутбуки от розетки в коридоре вагона хотя я просил проводников ее включить. В результате я приспособил провод от зарядки фотоаппарта с тонкими штырьками к маковскому блоку питания и мы попеременно подзаряжали ноутбуки от розетки над зеркалом в купе.

В Чопе к поезду прицепили ресторан и где-то на полпути между Львовом и Киевом мы в него пошли. Цены оказались еще выше чем в ресторане первого поезда, но порции были большие, ресторан был украинский и цены в нем похоже пересчитали в рубли из гривен по какому-то завышенному курсу. Так если по дороге вперед бифштекс стоил около 500 рублей, то по дороге назад поджарка стоила около 900. Во Львове в магазинчике на платформе мне сказали что не берут рубли, хотя по дороге вперед брали, правда было это на другой платформе. Странно. Прямо из коробки мужик продавал эскимо на палочке по 30 рублей и мы его накупили по два на каждого. Другой полезной еды на обратном пути на платформах не предлагали и не удалось купить даже картошки вечером второго дня. Так что спасибо Konzum-у и вагону-ресторану, все-таки пока едешь двое суток волей неволей придется несколько раз поесть.

В загребском вагоне на обратном пути было занято всего 4 купе и в Будапеште никого не подсадили, так что неполный вагон доехал таким же неполным до самой Москвы. Едут по преимуществу люди с детьми, как и мы.

Я специально ничего не пишу про очаровние Плитвицких озер и водопадов Крка, о старинных городах и адриатических пляжах - это вы и сами увидите если соберетесь. Моя цель была здесь поподробнее написать как осуществить поездку в Хорватию на поезде. Сам я думаю добираюсь туда таким образом не последний раз, не смотря на проблемы с питанием в дороге неспешное сорока восьми часовое путешествие по рельсам с ноутбуком и фильмами весьма комфортное и успокаивающее занятие.

Фотографии из разных районов Хорватии можно посмотреть здесь, здесь и здесь.